Что такое hard skills и soft skills: почему их нужно развивать вместе?

Отбирая претендентов на ту или иную должность, работодатели оценивают профессиональные навыки потенциального сотрудника в конкретной отрасли (IT-специалист — знание языков программирования, Швея — умение пользоваться швейной машиной и тд.).  И это логично: работодатель хочет видеть специалиста в своем штате. Но здесь возникает проблема в том, что помимо профессиональных навыков, специалист должен обладать и другими навыками, которые позволяют ему успешно выполнять свою работу. В этой статье мы рассмотрим две категории навыков, которыми должен обладать абсолютно каждый сотрудник: Hard skills и Soft skills.

Hard skills и Soft skills: в чем отличие?

                                     HARD SKILLS

Набор специфических профессиональных навыков в той или иной области. Как правило, их усваивают в процессе обучения и проверяют с помощью экзамена, теста. 

 

SOFT SKILLS

Непрофессиональные навыки. Личные качества, которые зависят от характера человека и приобретаются с жизненным опытом. Такие универсальные компетенции трудно измерить количественными показателями. Они практически не зависят от специфики конкретной работы, но помогают строить карьеру.

«Жёсткие навыки» можно отточить до безупречности, если использовать мощные учебные программы. И их можно проверить, получив наглядные результаты в виде цифр. А цифры всегда проще анализировать. Эти навыки можно подтвердить дипломами об окончании образовательного учреждения, дополнительных курсов.

Формирование «Мягких навыков», в большинстве случаев, происходит у каждого человека в качестве прикладных. Тех, которые он получает в течение жизни, в соответствии со своими личностными характеристиками, которые и диктуют потребность в конкретных действиях.

Hard и Soft skills
Hard и Soft skills. Взято из источника: https://www.mirapolis.ru/blog/metodi-ocenki-kompetencii/

Отличительные особенности Hard skills и Soft skills

Hard Skills

Soft Skills

сферы, способствующие развитию 

логика и интеллект, определяемые уровнем IQ

характер, опыт и личные качества человека, определяемые уровнем EQ

измерение

тесты, экзамены и прочее

практически невозможно, за исключением специально разработанного ассесмента и личного тестирования

приобретение 

путем анализа и запоминания материала (лекции, видеоматериалы и т.д.)

путем личного опыта

место получения 

учебные заведения и/или курсы

общение, нетворкинги, мастер-классы личностного роста, литература по психологии личности и тайм-менеджменту и прочим подобным навыкам

применение

вне зависимости от ситуации, коллектива, компании, окружения

зависит от ситуации, коллектива, компании, окружения. 

Что важнее: мягкие или жесткие навыки?

Результаты исследования, проведенного в Гарвардском Университете  и Стенфордском Исследовательском Институте показали, что вклад hard skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего 15%, тогда как soft skills определяют оставшиеся 85%.

 

Что такое hard skills и soft skills: почему их нужно развивать вместе? 1
Соотношение hard и soft skills для наилучших результатов в работе сотрудника. Взято из источника: https://www.kom-dir.ru/article/2836-soft-ili-hard-skills-chto-vajnee-dlya-biznesa

На самом деле, важно сохранять баланс между «жесткими» и «гибкими навыками». Практически не существует работы, где компетенции специалиста ограничивались бы только hard skills или только soft skills.

Можно выделить три ситуации, которые позволят понять, как комбинировать между собой твердые и гибкие навыки:

  • Только Hard skills. Для данной категории важны профессиональные навыки, их уровень, уникальность, безошибочность использования. К ней относятся: научная работа, а также работа, связанная с механизмами, исследованиями, документами, т. е., деятельность, исключающая или минимизирующая взаимодействие с людьми.
  • Hard skills и Soft skills наравне. Работа, где идёт активная передача человеку (клиенту, коллеге) профессиональной информации и умений. Это полицейские, юристы, большая часть сферы услуг. На такой работе нужно и профессиональные знания иметь, и с людьми уметь общаться. Как правило, если общительность страдает, профессиональные навыки оказываются невостребованными или не доходят до своего потребителя.
  • Только Soft Skills. Общественная деятельность, а также сфера продаж опираются на личностные характеристики. Как правило, такой деятельностью успешно занимаются люди с развитой способностью к эмпатии, а это не что иное как проявление эмоционального развития. Того самого, которое и ответственно за soft skills.

Как Вы уже заметили, «Мягкие навыки» невозможно точно измерить. Если мы говорим о профессиональных навыках — тут все просто, берем показатели выполнения тех или иных работ, подсчитываем и находим эффективность. Но как понять, достаточно ли коммуникабелен новый сотрудник, или, сможет ли он креативно мыслить и генерировать новые идеи в условиях ускоренной работы? 

Наша Компания Sell-us занимается разработкой и внедрением CRM системы Битрикс24. Портал Битрикс24 как никто другой позволяет тренировать и оценивать hard skills сотрудников. И тут перед нами встал вопрос: а можно ли через Битрикс24 осуществить процесс оценки Soft skills сотрудников и компании в целом?

Мы реализовали интересное решение для Вас и Ваших сотрудников. В нашем новом вебинаре с приглашенным гостем бизнес-тренером Антоном Давыскиба мы обсудили тему необходимости развития Soft навыков, а также презентовали интересную идею работы с Soft skills в Битрикс24 (подробнее о приложении в следующей статье). 

Также рекомендуем подписаться на наш Youtube канал, там мы регулярно публикуем полезный контент по работе с CRM Битрикс24, а также нестандартные решения по использованию портала.